Страхование ответственности судовладельцев
Страхование ответственности судовладельцев — особый вид страхования ответственности, предусматривающий создание системы страховой защиты владельцев, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов (судовладельцев), действующей в определенных договором страхования случаях возникновения в силу законодательства или договора их обязательств перед третьими лицами, включая команду судна.
В мире существует около двадцати специализированных страховых обществ - обществ взаимного страхования, занимающихся страхованием ответственности судовладельцев. В основном условия страхования, применяющиеся этими обществами (включая перечни рисков, подпадающих под действие договора страхования), практически унифицированы. В максимальном варианте имеется около 30 видов страховых событий, которые можно подразделить на несколько больших групп.
1. Обязательства, связанные с причинением вреда жизни и здоровью. У судовладельца могут возникнуть обязательства возместить убытки, причиненные широкому кругу лиц, в том числе членам команды, пассажирам, лоцманам, грузчикам и т.д., в связи со следующими событиями:
а) смерть, травмы, заболевания (для членов команды это напоминает страхование жизни и страхование от несчастных случаев);
б) необходимость расходов на медицинские и похоронные услуги, на репатриацию и замену умершего или заболевшего члена команды, а также расходов на отклонение от пути следования для оказания медицинской помощи и т. д.
2. Обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень видов имущества, за гибель или повреждение которых несет ответственность судовладелец, входят:
а) другие суда — вследствие столкновения по вине застрахованного судна или нанесения повреждений без непосредственного контакта, например волной в результате превышения разрешенной скорости;
б) грузы на борту застрахованного судна и иных судов (в случае столкновения), а также грузы, погружаемые на борт или разгружаемые (в том числе готовящиеся к погрузке либо разгрузке);
в) личные вещи членов команды, пассажиров и иных лиц;
г) любые иные объекты на воде, на суше или в воздухе — причалы, краны, буровые установки, средства навигационной безопасности — все вплоть, например, до стоящих на причале или поднимающихся в воздух самолетов или вертолетов, поврежденных взрывом на застрахованном судне, произошедшим по вине судовладельца.
3. Обязательства, связанные с причинением вреда окружающей среде. По законодательству различных стран ответственность может быть возложена на судовладельца вследствие загрязнения окружающей среды разнообразными веществами: от нефти и нефтепродуктов до сена и соломы. На судовладельца могут быть возложены обязанности возместить:
4. Обязательства, возникшие из претензий компетентных органов (портовые администрации, таможня, карантинные власти и т. д.):
а) удаление обломков судна (подобные операции бывают более дорогостоящими, чем само судно);
б) выплата различного рода штрафов: за нарушение таможенного и иммиграционного законодательства; за загрязнение окружающей среды; за несоответствие описаний грузов в различных грузовых документах;
в) наложение на судно карантина.
5. Обязательства по особым видам договоров (спасательные и буксировочные договоры, договоры о перевозке пассажиров). Следует отметить, что одни виды этих обязательств можно одновременно отнести к одной из предыдущих групп, тогда как другие — только к этой группе.
6. Расходы судовладельца:
а) расходы по предотвращению ущерба, уменьшению или определению размера убытка, расходы по найму сюрвейеров, адвокатов, экспертов, отправке членов команды в качестве свидетелей на суд или в арбитраж;
б) расходы, не предусмотренные в условиях договора страхования, но связанные с деятельностью судовладельца (только для клубов взаимного страхования).
Страхование ответственности судовладельцев является уникальным видом страхования ответственности, в котором операции в основном осуществляются не традиционными страховыми компаниями, а обществами взаимного страхования, именуемыми ассоциациями, или клубами взаимного страхования. Цель клубов — страхование судовладельцами интересов друг друга не для извлечения прибыли, а для предоставления надежной страховой защиты. Клубы возникли в середине XIX в., когда стало ясно, что традиционные страховщики корпуса судна (каско) и страховщики грузов не могут возмещать судовладельцам определенную долю их непредвиденных расходов.
Клуб взаимного страхования — действующая на бесприбыльной основе организация, состоящая из клуба и его управляющей компании, созданной членами клуба и назначенной ими «со стороны». Членом, или формальным владельцем, клуба является любой судовладелец, заключивший с ним договор страхования.
Шестнадцать ведущих клубов взаимного страхования, страхующих около 90 процентов мирового грузотоннажа, образуют Международную группу «Пи энд Ай» клубов (МГК). Клубы — члены МГК объединены соглашением, ограничивающим конкуренцию между ними: при переходе судна из одного клуба в другой новый клуб должен в течение года страховать судно по тем же ставкам, что и предыдущий. Соглашение основано на том, что судовладельцы клуба являются многолетними партнерами и устанавливаемые клубом судовладельцу ставки премии отражают качество его менеджмента и работы судовых команд. Соглашение противоречит идеям свободной конкуренции и долгое время находилось на рассмотрении Комиссии Европейских Сообществ, но в конечном счете в 1985 г. было ею одобрено.
Похожие работы:
- Страхование ответственности судовладельцев
Страхование ответственности судовладельцев — особый вид страхования ответственности, предусматривающий создание системы страховой защиты владельцев, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с ...
- Страхование ответственности автоперевозчиков
Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие, прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке Нормативная Ваза, груза. Наконец, отв...
- Страхование профессиональной ответственности
Данное страхование появилось более 100 лет тому назад (страхование профессиональной ответственности фармацевтов). Но наибольшее развитие оно получило в 1960-х годах в США в связи с тем, что резко возр...
- Страхование ответственности перевозчиков
1) по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование;
2) по категории лиц
В то же время каждый из вышеуказанных перевозчиков может нанести ущерб разным группам лиц, а потому до...
- Страхование ответственности товаропроизводителей
Одним из новшеств страхового рынка России является страхование ответственности товаропроизводителей (продавцов, исполнителей) перед потребителями (третьими лицами) за вред, причиненный их жизни, здоро...